Главное меню:
Wall Street > Part 3
Теория большого обмана.
Термин “большая ложь” уходит корнями в годы довоенной фашистской Германии, и сейчас этот подход используется не только политическими партиями, но и рекламщиками, торговцами «псевдополезностями».
Если коротко о главном: «большая ложь» это попытка убедить общество в чем-то уникально-невероятном, заставить людей поверить в то, что в любой другой ситуации они посчитали бы нонсенсом.
И это не так сложно как кажется… ведь во все времена люди хотят верить в сказку, что есть лекарство от всех и для всех, новый президент поднимет вдруг страну и воздаст всем за их заслуги – игра на человеческих слабостях, желаниях, стремлении самоутверждения стала классикой в борьбе за деньги и власть.
Так как же распознать эту «большую ложь»?
Мы вам поможем, мы вас разбогатеем
Этот принцип заключается в том, что ложь должна быть очень масштабной, просто невероятно масштабной… такой, что человек не может поверить, что обманывать можно настолько нагло и бессовестно.
Так, например, туалетный утенок активный убивает 99,9% микробов. Включая всех неизвестных и неубиваемых. И разъедает ржавчину. Торговцы “чудодейственными” препаратами и “волшебными” приборами обязательно расскажут вам, что их средство лечит от всех болезней, включая и признанные неизлечимыми, и даже неизвестные врачам, не имеет побочных эффектов, улучшает потенцию и помогает в бизнесе. Мошенник-”инвестор” обещает вкладчикам не 15% годовых, как в любом другом банке, и даже не 170%, а 200-300% чуть ли не каждый месяц.
Конечно люди могут подозревать, что им нагло лгут, поэтому на всякий случай “делят на десять” его слова. Но опытный манипулятор зачастую обыгрывает своих жертв именно за счёт размаха – даже после того, как его обещания “разделили на десять” или даже “на пятьдесят”, результат всё равно выходит крайне привлекательным.
Повторенье – мать ученья
“Большая ложь” должна повторяться снова и снова. Десятикратно, стократно, тысячекратно.
“Ложь, сказанная сто раз, становится правдой.” Йозеф Геббельс
Буклеты с предвыборной пропагандой должны висеть на каждом бигборде, на каждом столбе, в каждом автобусе, звучать по радио и телевизору. Торговцы чудотворных зелий будут нам рассказывать тысячи историй о пользе препаратов. Интернет-мошенники будут размещать на своих ресурсах тысячи success-stories и гарантий, что это не «лохотрон». Десятки и сотни историй, одна другой удивительнее, будут сыпаться на вас.
То, что с первого раза воспринимается как полный бред, с десятого кажется уже более или менее вразумительным, а после сотого повтора многие люди начинают задаваться вопросом: “А может, в этом и на самом деле что-то есть?”
Ко всем и для всех
Характерным признаком “большой лжи” является обращение ко всем и обещание для всех. Если с её помощью рекламируют лекарство, то оно вылечивает все болезни. Не некоторые, а именно все. Кто бы ни спросил: “Поможет ли мне это лекарство” – ответ всегда будет утвердительным, безотносительно того, чем человек болен.
В предвыборном кампании кандидат обещает “счастье для всех, даром, и никто не останется обиженным”. От его планов не пострадает никто, а выиграют абсолютно все.
Почему именно так? Чтобы ложь была большая, она должна охватить как можно больше людей. Поэтому манипулятор и старается зацепить своей рекламой или своими обещаниями всех и каждого.
Социальное доказательство
Максимальную эффективность “большая ложь” получает после того, как в неё поверит некоторое количество людей, а потом начинается что-то вроде цепной реакции. После манипулирующий человек может ссылаться на них как на свидетелей. Чем этих людей больше, тем убедительнее слова лжеца. Этот метод очень хорошо работает в условиях толпы. И чем больше людей подтверждают (или кажется, что подтверждают) какую-то версию, тем больше шансов, что и жертва манипулятора в неё поверит.
Потому что миллион леммингов не может ошибаться, верно?
Даже если таких “свидетелей” нет, то их можно выдумать. Заметьте, что все интернет-ресурсы, так или иначе замеченные в незаконной деятельности или всеобщем «кидалове» просто пестрят великодушными отзывами псевдо-клиентов.
Что делать в такой ситуации?
Сам факт осознания манипуляции уже отчасти защищает от неё. Как только вы распознали обман, нужно ограничить доступ манипулятора к своему сознанию – свернуть переговоры, выключить телевизор, выкинуть листовку.
Если же вы просто так разорвать контакт не можете. Тогда вспомните, что ни десятикратный повтор одного и того же, ни порванная на груди тельняшка, ни крик: “Мамой клянусь” – доказательством не является.
Требуйте реальных доказательств. Официальных документов, гарантийных писем, проведения экспериментов или экспертизы и т.п. И наблюдайте за реакцией партнёра. Девять к одному, что он сам разорвёт отношения с вами и пойдёт искать более лёгкую жертву. А если согласится предоставить доказательства – проверьте их со всей возможной тщательностью. И только после этого принимайте решение. Причём лучше бы, чтобы само принятие решения происходило наедине, а не в присутствие партнёра.
В наше время нельзя доверять никому. Порой даже самому себе… (с)